Крестный ход Саров – Дивеево – Саров
2 августа 2014 года
31 июля – 1 августа прошел крестный ход из Сарова в Дивеево и обратно. Он проводится ежегодно, начиная с 1996 года. Его главные святыни – иконы Божией Матери «Скоропослушница» и прп. Серафима Саровского.
31 августа порядка 250 участников крестного хода, возглавляемые иереем Александром Брюховцом, вышли от храма Всех Святых на Дальнюю пустынку и, затем, по улицам города прибыли к КПП-3. Далее духовное руководство шествием принял иерей Сергий Скузоваткин. За городом к саровчанам присоединились многочисленные паломники, число крестоходцев как минимум удвоилось. Первый молебен с водосвятием был совершен в пос. Цыгановка, где участники шествия дождались нижегородский крестный ход, который подошел из пос. Сатис, и двинулись в Дивеево.
На крестный ход (как и в прошлом году) была принесена Табынская икона Божией Матери из Оренбургской области – список с утраченного в 1919 году чудотворного образа, самого почитаемого в Урало-Сибирском регионе. Табынская икона круглый год бывает в крестных ходах. При ней профессиональный крестоходец, казак Волжского войска Александр из Самары, он месяц ходит с иконой, месяц – отдыхает дома, обошел с ней всю Россию, Крым, побывал на Афоне. Александр – духовное чадо митрополита Иоанна (Снычева), который написал акафист Божией Матери, Ее Табынской иконе.
На вопрос, происходят ли какие-то необычные случаи возле иконы, казак показал видео на своем фотоаппарате. На нем бесноватая женщина пыталась пройти под иконой, но не могла сдвинуться с места, из ее уст вырывались нечеловеческие крики и рычание. Александр был свидетелем множества чудесных исцелений, в благодарность за них люди снимают драгоценности и украшают ими икону. Но самое большое чудо, по его мнению, это – покаяние закоренелых грешников. Он рассказал, что недавно пришло письмо от женщин-блудниц, которые после поклонения святыне в корне изменили свою жизнь.
Добавляются новые святыни. Икону Божией Матери «Троеручица» принесли крестоходцы из Сербии (пятеро мирян и один иеромонах). У них – список с образа «Троеручицы» из монастыря Хиландар на Святой Горе Афон, где Богородица (так же, как и в Серафимо-Дивеевском монастыре) является верховной Игуменией. История иконы восходит к прп. Иоанну Дамаскину, жившему в VIII веке. По молитвам перед этой иконой Божия Матерь исцелила святому отрубленную руку, и ею он написал множество церковных песнопений. Иоанн Дамаскин прикрепил к иконе отлитую из серебра руку, отчего ее и называют «Троеручицей». Эта икона тесно связана с Сербией, т. к. ее из Лавры прп. Саввы Освященного подарили свт. Савве, архиепископу Сербскому. Но сербам пришлось расстаться со святыней во время нашествия турок-осман. Они возложили икону на осла, который сам пришел к афонскому монастырю Хиландар.
Сербская «Троеручица» в сопровождении автомобиля путешествует по святым местам православных стран. Она начала крестный ход по России с посещения Царских дней в Екатеринбурге. Руководитель группы Миодраг Байич хорошо говорит по-русски и даже сказал, что ему нравится русская зима…
Привлек внимание человек с не известной мне иконой. Разговорились. Андрей из г. Кирова нес образ «Пламенные младенцы». Он рассказал, что эта икона была написана в память о трех маленьких мальчиках, в 1883 году зарубленных и сожженных в печи своим отцом, который не выдержал их голодного плача. Имена убитых детей – Димитрий, Илья и Василий. Они вскоре стали почитаться как святые мученики, началось паломничество в с. Елево, чудесные исцеления от иконы. В вятской земле возникла традиция крестного хода, который просуществовал до 1962 года, после чего он был запрещен – так же, как и Великорецкий крестный ход. Но в 2000 году крестный ход в честь «Пламенных младенцев» возобновился. Теперь он идет от г. Белая Холуница Кировской области до с. Елево и обратно, 108 км за три дня. Туда совершают покаянное паломничество женщины, совершившие аборты, и, наоборот, семьи, вымолившие детей. Начало этого крестного хода – 2 августа, в Ильин день (в честь святого одного из загубленных детей). Андрей приехал на Серафимовские торжества в Дивеево, но всем рассказывал о почитаемых в вятской земле «Пламенных младенцах», приглашал приезжать и поучаствовать в крестном ходе.
Среди людей растет понимание того, что грех детоубийства привлекает на нас гнев Божий, пролитая невинная кровь вопиет к Богу об отмщении. Отсюда корень не только многих поломанных судеб, но и общенародных бед. Все больше говорится о недопустимости абортов, и на крестном ходу идет молитва за женщин, совершивших этот грех, молитва о том, чтобы Господь помиловал Россию и еще дал нам возможность покаяния и исправления…
Напряженно вглядывались в участников крестного хода пассажиры встречных машин. Некоторые кланялись крестному ходу и устремлялись под иконы. А те, кто равнодушно или враждебно настроен к вере, в недоумении смотрели, чувствуя какую-то неведомую им силу. Силу соборной молитвы, когда Сам Господь незримо находится посреди нас. Но никогда не понять крестоходцев извне, если хоть немного не разделить их труды. Не будет трудов, не будет и радости, которая придает этим людям силы преодолевать все внешние испытания и телесные немощи.
Паломница Ольга из Омска уже четвертый год берет отпуск и приезжает на торжества в Дивеево, всегда встречая и провожая наш крестный ход. Очень любит батюшку Серафима, по молитвам которого исцелилась она сама и ее мать.
Другая Ольга, иконописец из Новосибирска, приехала в Дивеево вместе с сыном Серафимом. Она была на Серафимовских торжествах в 2003 году, так же стойко шла с крестоходцами из Сарова, хотя сама была в положении. Потом родила сына и назвала его в честь батюшки Серафима.
Но почитание Преподобного теперь далеко не единственная тема крестного хода. Сотни его участников объединила боль за происходящее на Украине и тревога за судьбу России.
1 августа, в день рождения батюшки Серафима, отмечалось столетие со дня начала Первой мировой войны. И сегодня очень тревожно. Предчувствие надвигающейся и навязываемой нам мировым сообществом войны побуждает людей искать заступления у Божией Матери и, прежде всего, у наших русских святых. Среди главных молитвенников за Россию – преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, которых все чаще изображают вместе, а также – святые Царственные страстотерпцы. По-прежнему на крестном ходу было очень много икон и фотографий с изображением Цаственных страстотерпцев; то здесь, то там развевался монархический флаг. Молитвы этим святым пела группа крестоходцев из д. Осиновка с большой иконой св. Царицы Александры Новой. На остановках мужчина на блок-флейте играл гимн «Боже, Царя храни», мелодии известных молитв и патриотических песен времен Первой мировой войны. Около музыканта собирались люди и дружно запевали под аккомпанемент флейты, многие из них наизусть знали слова. Почитание Государя Николая II среди православных растет. И во время крестного хода шла соборная молитва о мире на Украине и в России.
Многие участники крестного хода побывали на праздничном богослужении в Серафимо-Дивеевском монастыре 1 августа, причастились Святых Таин. С замечательной проповедью выступил митрофорный протоиерей Александр Мякинин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии. Он проанализировал слова тропаря прп. Серафиму. Мы поем «От юности Христа возлюбил, еси блаженне», уже не задумываясь, а ведь каждое слово имеет глубокий смысл. Например, «от юности». Батюшка Серафим возлюбил Христа от юности. Мы тоже, когда пришли к вере, горели, и нам это знакомо. Но со временем, в отличие от Преподобного, потихоньку охладели. Думаю, многие приложили слова этой проповеди к своему сердцу...
Согласно Всероссийскому опросу, недавно проведенному службой «Среда», из православных святых, родившихся на русской земле, среди россиян наиболее известны блаженная Матрона Московская (ее назвали 17 %), прп. Сергий Радонежский (14 %) и на третьем месте – прп. Серафим Саровский (11 %). «Интересно, что прп. Серафим Саровский оказался единственным святым, которого среди представителей разных вероисповеданий больше всего знают не в группе православных опрошенных, а в группе христиан, не относящих себя ни к одной из конфессий (14 % среди православных и 18% среди христиан)».
На самом деле, батюшка Серафим не просто сказал свои знаменитые слова: «Стяжи дух мирен, и тысячи душ спасутся возле тебя», но и показал, как это работает. Мы видим, как его имя привлекает в Дивеево тысячи паломников. Как горят глаза этих людей, как они полны решимости приблизиться к Богу, начать дело спасения своей души...
На обратном пути крестный ход начался от Казанского храма Дивеевского монастыря, прошел по Святой канавке и в сопровождении многих паломников двинулся в Саров. Шествие возглавил иерей Сергий Марченко, а в городе его сменил о. Сергий Скузоваткин. Из-за сильной жары крестоходцы вернулись в Саров только в 18 часов, преодолев 18 км пути от Дивеева за 5 часов. Завершился крестный ход у храма Всех Святых.
|