«Святая Русь не умирала…»
Так считал Старец Николай (Гурьянов) –
один из Ее ярких последователей
24 августа исполнилось 13 лет со дня блаженной кончины духоносного Старца Николая (Гурьянова), долгие годы подвизавшегося на Острове Талабск (Залита) посреди неспокойного Псковско-Чудского озера, известного всей верующей России своим молитвенным заступничеством за Нее перед Богом. Батюшка был подлинным русским пророком и чудотворцем.
Вот почему на дивный Остров к Старцу Николаю ни зимой, ни летом не зарастает паломническая тропа, которую православный народ уже проторил и по льду, и по воде, и по суше. К могилочке этого небесного ангела и печальника земли Русской люди притекают из разных мест. Едут из Москвы, из Санкт-Петербурга, Мурманска и Пскова, Великих Лук и Воронежа, Екатеринбурга, Липецка, Оренбурга…
Едут православные из Эстонии, Белоруссии, Украины, ибо Старец Николай, во духе зная о всех труждающихся и обремененных, собирает их возле своей неугасимой лампадки. Там читают они с любовью написанные ему и другим русским святым кондаки, тропари и величания, нелицемерно веруя в святость этого подвижника XX века. Там священники, прибывшие на Остров, со своими пасомыми, помазывают чело каждого из нихИерусалимским маслицем, освященным теми незримыми токами Света и Силы неземной природы, что исходят из-под спуда от мощей боголюбивого Старца Николая.
Исцелений от этого – Батюшкиного маслица, было немало, но это вовсе не означает, что оно прибыло на Остров из Святого града Иерусалима. Нет, Батюшкино масло имеет чудодейственные свойства Иерусалима Небесного, поэтому оно исцеляет как душу человека, так и его тело.
Апостольское служение
Православная Россия всегда почитала своих прозорливых старцев. Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Нил Сорский, Амвросий Оптинский, Иоанн Кронштадтский, Лаврентий Черниговский, Серафим Вырицкий… В этом сияющем и любимом Богом строю стоит и наш Старец Николай, в период церковных гонений свидетельствовавший: «Святая Русь не умирала. Она сокрылась тихонечко. До времени. Хранимая Господом в силе Православия и Любви».
Большая часть жизни Батюшки Николая (Гурьянова) прошла на Острове, где он по-апостольски горячо и смиренно служил Господу, Пресвятой Богородице, ближним и дальним, воскрешая по крупицам и дух Царской Руси, и память о Царе-Мученике Николае II Александровиче, и Его Августейшей Семье, сугубо молясь о возведении Их в Лик Святых. Внутренним – духовным оком – прозревал Прошлое и Грядущее. На встречу с ним устремлялись и простые миряне, и важные архиереи, и сосредоточенные делатели Иисусовой молитвы – настоятели монастырей. Приезжали и просили молитв и советов. А Старец, порой, благословлял их… выпить в его тесной келлии чайку. Чай этот, разумеется, был непростой. В нем, как и в маслице, заключалась Божественная благодать: именно с послушания «выпить чайку» начинала действовать обратная связь, нисходила к страждущему покрывающая все преткновения и нестроения Божия помощь, которой поспешествовал Талабский молитвенник.
Когда светильник опаляет уста
Многие известные люди писали Старцу Николаю письма, исповедовались в них. Его корреспондентами были авторитетный богослов, литургист и историк Церкви Н. Д. Успенский, русский поэт А. А. Ахматова…
…Прекрасная солнечная погода освещала путь странников к Острову Талабск в уходящие дни лета. Кто только не пересек на легких рыбацких суденышках, отчего-то вдруг ставшее спокойным «Талабское море», чтобы посетить Батюшкин домик, но, прежде, его могилочку.
Мне довелось прибыть на дивный Остров в числе духовных чад и почитателей Праведного Старца Николая, которые создали после его кончины Общество его светлой памяти. Оно ведет громадную работу: занимается просветительской и издательской деятельностью, проводит в Москве ежегодные православные чтения «Царская Николаевская Русь», собирает для прославления материалы, свидетельствующие святость духоносного Старца, ухаживает за его могилой.
Душой этого Общества, безусловно, является духовное чадо и келейница Старца Николая – схимонахиня Николая (Гроян), высокодуховная писательница, составительница Батюшкиного жития. Благодаря ее книгам, газетным и журнальным публикациям верующие не только России, но и Русского зарубежья, Греции, Германии, Франции узнали «Святые слова незабвенного Батюшки Николая о спасении», произнесенные им в прикровенных беседах. К примеру, ссылаясь на Святую Синклитикию, Старец говорил: «Когда светильник горит, то светит другим, но опаляет собственные уста». Или: «Милость Божия к нам не столько в благополучии, сколько в скорбях», «Человек не должен исследовать Непостижимое, а только веровать.
Как свидетельствует матушка Николая, Батюшка никогда не ел до сытности. Часто благодарил Господа за то, что Он попустил ему прожить 7 лет в четырех тюрьмах, где и появился навык малоедения. Нередко повторял, что «послушание украшает и воскрешает душу». Всегда просил у тех, кто находился рядом, благословения: «Благословите чайку попить!.. Благословите, спать пойду». «Мы всегда друг друга благословляли, – вспоминает его верная келейница, – сначала мы брали у Батюшки благословения, а потом он просил, чтобы мы его благословили». И в этом проявлялась великая культура, заповеданная Самим Христом Богом.
Талабский марш
Накануне прибытия на Остров нам довелось встретить чудотворный список иконы Божией Матери, именуемой «Табынская». Ее привезли оренбургские казаки и установили близ известного всем в Пскове памятника – раскрытого белоснежного парашютного купола, воздвигнутого в память о погибших воинах 6-ой роты, служивших в 76-ой гвардейской Черниговской десантно-штурмовой дивизии ВДВ, дислоцирующейся на Псковщине. Здесь, пред святым образом Царицы Небесной, явленном в XVIвеке в Башкирии, в 12-ти верстах от села Табынское Стерлитамакского уезда, были отслужены молебен и лития.
Известно, что этот образ отличился тем, что усмирял бунты ногайцев, башкир и калмыков, за что был исколот и даже порублен ими. А, кроме того, шествие с Ним по России оренбургских казаков уже в наши дни отмечено большим числом чудес. Рядом с образом и мы чувствовали глубокий внутренний трепет, благоговение и ответственность. Но, главное, что он второй год подряд прибывает на Остров Талабск. «Так пожелала Сама Царица Небесная, – объяснил казак Георгий. – Собирались лететь на Чукотку, а оказались в Пскове».
…Как всегда, могилочка Старца Николая была украшена трудами его духовного чада – московского флориста Елены, выложившей на ней из пурпурных и белых роз восьмиконечный Крест, а Крест надмогильный, установленный по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, она покрыла гирляндой из роз, гвоздик и гипсиофил. Украсили букетами цветов и могилу мамы Старца Николая, Екатерины Стефановны.
Духовные чада Батюшки соборно пропели тропари из молебна, посвященного этому угоднику Божию, в Земле Русской просиявшему, а также акафист, после которого Крестным Ходом обошли весь Остров. Шли под водительством Взбранной Воеводы Победительной – Божией Матери «Табынской», люди разных званий, сословий и профессий. Педагоги и врачи, искусствоведы и полиграфисты, монашествующие, вчерашние спецназовцы и казаки (были даже казаки из петербургской станицы «Василеостровская»), шли и пели «Иисусову молитву», останавливаясь для чтения Евангельского Слова, после которого иеромонах Валериан и иерей Антоний окропляли всех святой водой.
И Ход этот Крестный, скорее, напоминал походный марш, ритм которому задавали все те же оренбургские казаки…
Вновь пройдя под кладбищенскими вратами с ликами Царственных Мучеников, написанными по благословению Старца Николая, торжественно исполнили у его могилочки Гимн Русского Народа «Боже, Царя храни».Как царскому архиерею. Несколько часов спустя, когда повсюду опускались молчаливые сумерки, участники Крестного Хода заметили, как все иконы, освящавшие его путь, включая и «Табынскую» Богородицу, и Государя-Мученика Николая II, и Батюшки Николая, замироточили. Небо соединилось с землею. И мы, словно услышали глас балгодатного Старца: «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!»
Людмила СКАТОВА
Фото предоставлены Обществом светлой памяти Праведного Старца Николая (Гурьянова)
Талабский марш
Маршем походным и Крестным,
Помня и долг, и устав,
Солнечным утром воскресным
Шли мы, все козни поправ.
Мы не одни! Богородица –
Образ Табынский ведет.
Братья и сестры помолятся
За Общерусский Поход.
Старец Талабский Николае
Крепко взмолится о нас:
Царского мира осколочки
Соединятся в алмаз.
Им начертаем Заветное,
Словно копьем Лонгина,
Русь, как Богатство Запретное,
Сильною встанет со дна.
24 августа 2015
Память Старца Николая Талабского
Поэт Людмила Скатова
г. Великие Луки
СМОТРЕТЬ ВСЕ ФОТОГРАФИИ
|