Прощеное воскресенье (Сыропуст, лат. Quinquagesima; Esto mihi) — последнее воскресенье перед Великим постом или 7-е воскресенье передПасхой.
В Православной церкви Прощеным воскресеньем завершается Неделя сыропустная (Масленица). В этот день церковь вспоминает библейское повествование об изгнании Адама из рая.
Первой заповедью, данной человеку Богом, было беспрекословное послушание, поскольку повиновение есть главная обязанность души, признающей своего Создателя. Человек был сотворен по образу Божьему, чтобы отразить природу Бога. В нем изначально заложена ценность творения. Но, сорвав плод с древа познания, совершив грех непослушания, человек утратил свою природу. Грех, совершенный Адамом, стал причиной изгнания его из Рая.
В день Прощеного воскресенья после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми. Настоятель храма испрашивает прощения у духовенства и народа словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли, народ отвечает ему земным поклоном со словами: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Священник произносит «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».
Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: «Бог простит», прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца. В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи («Воскресения день», оканчивающееся словами «простим вся воскресением»), напоминая о том, что пост — это путь к Пасхе, которая уже близко.
В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, православные ходили из дома в дом, выпрашивая прощения, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, кланялись в ноги и ожидали отпущения троекратным поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, и ты меня прости». Обычай просить прощения в конце Масленицы олицетворяет духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.
Обычай просить прощения помогал ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе.
http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=c3e97f00-bb5a-4c61-9613-c082b0b0a674
|