Ранко Гойкович, Павел Тихомиров, Русская народная линия
27.06.2012
И новые палки в колеса русско-сербской церковной дипломатии …
В самом центре столицы Сербии можно легко найти небольшой храм, резко отличающийся своим обликом от иных белградских храмов, построенных либо в стиле барокко, либо в византийско-сербском стиле. Церковь Св.Троицы, или, как ее еще называбт «Русская Церковь на Ташмайдане» была сооружена в 1924 г. попечением Сербской Церкви, династии Карагеоргиевичей, а также личным вкладом Николы Пашича. Церковь была одни и за истекшие 75 лет она впервые под зам из очагов объединения многочисленной русской диаспоры, жившей в Королевстве Южных Славян, а для самих сербов - была одним из символов Матушки-России.
К счастью, клир этого храма пока еще не стал для сербов олицетворением Русской Церкви. О Русской Церкви в Сербии судят все-таки по другим личностям, а о.Виталий Тарасьев является героем специфического околоцерковного фольклора, знакомить с которым читателей мы сейчас не станем, поскольку это выходит за рамки «формата» РНЛ.
Тем не менее, поводом для написания этих строк стало несколько странное поведение настоятеля Русского подворья в Белграде, поведение, сеющее немалое смущение среди сербского православного люда, традиционно настроенного про-русски.
В настоящее время, несмотря на политический климат, неблагоприятно отразившийся как на деятельности официальных церковных структур Сербии, так и на сербском обществе в целом, несколько активизировались попытки наладить сербско-русскую «народную дипломатию».
В прошлом году Сербию посетили крестоходцы, принесшие в этот край список Иконы МБ Табынской, в этом году яркой страницей церковной жизни могло стать преподнесение кусочка шали, связанной для св. цесаревича Алексия его сестрами. Однако, немалое смущение, повторимся, вызывает то, что настоятель русской церкви на Ташмайдане, похоже, делает все, чтобы умалить значение этих символичных событий.
Итак, все по порядку.
Без малого 4 года назад, в день памяти свв. Царственных Страстотерпцев прибывшая из Австралии Тамара Ветура передала екатеринбургскому Храму-на-Крови святыни, принадлежавшие августейшей семье.
В числе реликвий, переданных в храм, - открытки ручной работы, семейные фотографии, письма Великой княгини Ксении Александровны, сестры императора, ее духовнику, иконы святых угодников, а также шаль, которую Великие княжны связали для царевича Алексея.
Шалью царевич укрывался в часы болезни. После взятия белогвардейцами Екатеринбурга 25 июля 1918 года, шаль была найдена в Ипатьевском доме и передана великой княгине Ксении Александровне.
За благое дело тогдашний архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий удостоил Т. Вентура благословенной Архиерейской грамоты. http://www.patriarchia.ru/db/text/437721.html
Это событие имело определенный резонанс не только в церковных СМИ, но даже было отмечено ИТАР-ТАСС, http://tass-ural.ru/projects/days/761.html а кинорежиссер Александр Мынто, один из авторов РНЛ, работал над документальным фильмом, посвященным святыням и их хранителям.
Сохранившиеся реликвии, повторимся, возвращены в Россию их хранительницей, представителем Русского монархического центра в Австралии Тамарой Вентура, дочерью донского казачьего офицера Александра Щеглова. Вещи, переданные в Храм-на-Крови, помещены в особую витрину и ныне доступны для обозрения всем желающим.
В дальнейшем было принято решение разделить шаль цесаревича на несколько частей, дабы дать возможность большему числу желающих приложиться к святыне.
В частности, фрагмент шали была передана на родину Тамары Вентура, на Донбасс, в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру.
- В Святогорье родился известный святитель Иоанн Шанхайский, который в трудные годы был духовным наставником русских эмигрантов. Отсюда и появилась идея, что такая святыня должна храниться на родине всеми почитаемого архиепископа, - поделился пресс-секретарь митрополита Донецкого и Мариупольского протоиерей Георгий Гуляев. http://kp.ua/daily/290512/339769/
На донецкой земле Крестным ходом святыню встречала вся братия монастыря. А в Успенском соборе Лавры, где и будет храниться шаль, отслужили молебен по царевичу Алексию.
Позже возникла идея привезти частичку шали на многострадальную сербскую землю.
По сообщению нашего специального корреспондента в Сербии, Ранко Гойковича, частица шали была передана русскому храму в Белграде.
В отличие от Донбасса, Сербия встречала святыню в атмосфере повышенной конспирации. Повторяется прошлогодняя ситуация с Табынской иконой МБ, когда некоторые архипастыри СПЦ (в частности, еп.Ириней (Булович)), а также настоятель русской церкви, о.Виталий Тарасьев фактически ставили палки в колеса организаторам крестного хода.
Отец настоятель русского храма пытался отправить крестоходцев в Россию, подосзревая в них неких заговорщиков, специально прибывших в Сербию с неустановленной диверсионно-подрывной миссией. Дело было во время заседания Синода, так что бдительность и так страдающих шпиономанией наших балканских братьев была многократно обострена. Перед этим еп. Ириней (Булович) не благословил крестоходцам попасть на каноническую территорию Бачской епархии, где верный народ с воодушевлением ожидал прибытия святыни.
Более того, о.Тарасьев угрожал крестоходцам крупными неприятностями, чуть ли не депортацией. Но, по словам Ранко Гойковича «новые иконоборцы были остановлены Самой пречистой Девой. В монастыре Раковица, где почивают честные мощи патриарха Павла, образ МБ Табынской увлажнился слезами Пречистой. Весть об этом моментально разнеслась по всей сербской Церкви, и Синод вынужден был считаться с этим. http://borbazaveru.info/content/view/4062/90/
Тут я от себя добавлю, что атмосфера в Сербской Церкви, несмотря на модернизмы-экуменизмы, гораздо демократичнее нашей. В хорошем смысле этого слова.
«Теперь же», продолжаем рассказ Ранко, «похоже, началась новая песня о старом. Информация о приезде святыни была, мягко говоря, минимизирована. Во всяком случае, даже сотрудница свечного ящика в русском храме молчала о приезде святыни как партизанка. И лишь процедила сквозь зубы, что "ничего официального не предвидится".
Шпиономания является одной из отличительных особенностей балканского менталитета.
И симметрично тому, как о.Тарасьев, а также владыка Бачкий Ириней крайне подозрительно относятся к любым гостям из России - видя в них то ли ревизоров, то ли еще кого, - так и сербский православный народ в некоторых шагах этих уважаемых и влиятельных церковнослужителях усматривает то, чего, возможно, у них и в мыслях не было. Коспирологи - весьма, напомню, многочисленные, на Балканах- усматривают в действиях о.Тарасьева и владыки Иринея прямо-таки саботаж. И, повторимся, весьма обеспокоены этим.
Над этой «народной конспирологией» можно, конечно, посмеиваться, но факт остается фактом: в прошлом году владыка Ириней пытался развернуть икону МБ Табынской, а о.Тарасьев вторил ему как мог; в этом году о.Тарасьев по неизвестным причинам скрытничает и, извините за выражение, шифруется по непонятным причинам; а что случится завтра, вообще, никому, кроме пресс-секретаря Синода СПЦ, неизвестно.
В любом случае, в Сербии тысячи людей убеждены в том, что русское подворье в Белграде не просто не выполняет должной роли в налаживании русско-сербских связей, но, зачастую, еще и вставляет палки в колеса тем, кто эти связи, с Божьей помощью, пытается выстроить
Источник http://ruskline.ru/analitika/2012/6/27/shal_cesarevicha/
|