Все, кто чтит Николая Чудотворца, кто собирается в день его памяти
подарки дарить, песни петь, в храм идти, посмотрите, прошу вас, на то,
что на иконах находится в руках у святителя. У него в левой руке —
Книга, и не думаю, что нужно быть телевизионным «знатоком», чтобы
при помощи мозгового «штурма» в течении минуты угадывать, что же это
за книга. Это — Четвероевангелие Господа Иисуса Христа, которое Николай,
как епископ Церкви, должен был проповедовать словом и делом. Если
бы нам пришлось, удалось, посчастливилось жить во времена Николая
и быть в числе его паствы, то он нам проповедовал бы именно эти живые
слова. Он говорил бы нам о том, что нельзя делать другим того, чего себе
не желаешь; что нельзя бояться убивающих тело и потом не могущих более
ничего сотворить; что нельзя смотреть на женщину с вожделением. Одним
словом, он был бы для нас учителем Небесных истин. Чудеса были
бы следствием Евангельского учения. Они были бы «прилагательными»
к святости, а «существительным» была бы жизнь, согласная с учением
Господа. А что же мы? Мы бы, конечно, обращались к нему
с просьбами о помощи, потому что это понятнее и легче. Мы жаждали
бы молитв святого, прикасались бы к краю риз его в конце Литургии
с надеждой освятиться, и он бы не лишал нас чудотворного своего
заступления. Но раз за разом он все равно бы возвращал наш ум к слушанию
Божественных слов и к питанию души ими. Есть почитание,
вмещающееся целиком в восхваление и воспевание. Зачем оно святому,
который не тщеславен? Но есть почитание как подражание, когда почитатели
стремятся научиться именно тому, что было дорого для святого. Вот это —
то, что надо. Ну, каким образом можно почтить святителя,
пренебрегая, скажем, Книгой, которую он проповедовал? Если свят
он в наших глазах, то свято должно быть вдвойне и то, что для него было
свято. Для него же была свята Нагорная проповедь в изложении Матфея,
и стремительная краткость Маркового благовествования, и притчи,
переданные Лукой, и небесные созерцания Иоанна. Мы же хотим почтить
святого, выпрашивая чудес для себя, помощи для себя, подарков для себя,
а на дела Господни не взираем. Посмотрите, редко в каком храме
на Николая будет столько же народу, сколько в рядовое воскресенье.
Как правило, в рядовое воскресенье народу будет меньше, а на Николая —
больше. И как это назвать? Какое имя подобрать этому хождению на голове
и перевертыванию жизни вверх тормашками? Хотим чтить святых — должны
в первых почтить Господа, освятившего Своих избранников. Должны почтить
Того, перед Кем меркнет всякая святость, ибо Он един Свят! Перед Ним
"падают двадцать четыре старца и поклоняются, и полагают венцы свои
перед Престолом, говоря: «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь,
и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено»
(Откр. 4:10-11) Николай может спросить всех своих неразумных
чтителей: «Почему это ты в мой день в храм идешь, а в день Воскресения
Господа — нет? Почему ты чтишь меня, а не чтишь достойно Того, кому
я служу и делом, и словом, и мыслью? Почему ты умеешь читать,
но не усердствуешь в чтении Евангелия?» И так далее. Нужно в день
памяти Николая взять у него из рук святую Книгу. Как только мы у него
ее возьмем, тотчас в руках у него появится другая такая же, так что всем
желающим хватит. Взяв Книгу, возьмем за правило читать ее ежедневно:
утром главу до работы, вечером главу перед сном. Читаемое, хоть
и не сразу, хоть и не без труда, будет цепляться за память и станет
предметом размышления среди дневной суеты и повседневных занятий. Со
временем совершится даже такое чудо, что встретившись, два христианина
будут спрашивать друг друга о смысле евангельских слов и об их возможном
толковании. Не скажет один другому: «Как вчера Спартак сыграл?», или
«За кого ты голосовать будешь?», зато спросит: «Как ты понимаешь притчу
о закваске и трех мерах муки?» Это будет означать,
что Евангельские слова Спасителя заняли в сознании людей подобающее,
то есть главное место, и потеснили с первых мест всякую чепуху.
Это будет верным признаком выравнивания искривленной прежде жизни,
поскольку, как только Бог займет в жизни человека главное место,
все остальное поспешит занять свои подобающие места. Все в мире
указует на Господа и к Господу возводит окрыленную верой мысль.
Достигнув святости в чине архиерейском, Николай напоминает
нам о Небесном Первосвященнике, Который «всегда жив» (Евр. 7:25) Он —
Христос — есть подлинный Архиерей. Живущий вовеки, «святой, непричастный
злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный превыше
небес» (Евр. 7:26) К нему должна взойти мысль христианина и в день
памяти Николая. И сами персты правой Николаевой руки сложены так, чтобы
благословить нас именем Христовым, а в левой руке у святителя —
Евангелие Господа. То самое Евангелие, о котором мы условились,
что начнем вдумчиво читать его не далее, как с сегодняшнего дня. Протоиерей Андрей Ткачев Взято с http://www.andreytkachev.com
|